?

Log in

трансфеминизм

Вопросы о транс* активизме

Journal Info

яна ситникова
Name
yanasitnikova

Вопросы о транс* активизме

Previous Entry Share Next Entry
яна ситникова
"Выход" планирует выпустить книжку с результатами опроса потребностей трансгендерных людей. К методологии опроса у меня большие претензии, но помимо него в этой книжке должны быть мнения активисток по ряду вопросов. Моим мнением также поинтересовались, и вот, что я ответила (пишу на тот случай, если не опубликуют):

1. - Что является первоочередным для Т*-активизма в России? Какие цели нужно ставить перед собой прежде всего?

Если говорить о правовом поле, то в России необходимо принять закон о признании гендерной идентичности, в котором будет чётко прописано, что для изменения гражданского пола не требуются никакие диагнозы и медицинские вмешательства. Далее, необходимо принятие комплексного антидискриминационного законодательства, включающего трансгендерных людей. Также необходима разработка закона о домашнем насилии и повышение числа кризисных центров и шелтеров для жертв домашнего насилия, в которые будут иметь доступ трансгендерные люди. В более отдалённой перспективе нужно требовать опциональности графы "пол" во всех документах.

2. - Как в условиях ограниченных ресурсов правильно расставить приоритеты между оказанием помощи сообществу и гражданской (общественной, юридической, политической) борьбой за признание прав трансгендеров?

Эти направления должны развиваться одновременно. Но когда вы рассматриваете каждый конкретной случай, вам каждый раз приходится искать лазейки в существующей системе, при этом сама система остаётся без изменений. Поэтому лично для меня более актуальна политическая борьба, которая разрушит саму систему угнетения. Я не называю этой борьбой за права, здесь дело не в правах, а в изменении культуры и общественного мнения. Потому что можно разными путями добиться принятия нужного законодательства, но если общество вас будет презирать, это не сильно поможет. В Конституции тоже написано, что женщины и мужчины равны, но что это меняет? Пока общество будет пребывать в оковах циснормативности и патриархата, реализация наших прав даже при хороших законах будет затруднительна.

3. - Выдвигая требования в защиту интересов трансгендеров, можно придерживаться как минимум двух разных тактик: оглашать сразу полный список этих требований, либо пытаться шаг за шагом, через компромиссы и "малые успехи" постепенно добиваться улучшения ситуации. Что Вы думаете об этих тактиках в сегодняшних российских условиях, какой тактикой руководствуетесь прежде всего?

Иначе говоря, эти тактики можно назвать радикальной и конформистской. Мне однозначно ближе первый вариант. Чтобы хоть чего-то добиться, нужно требовать как можно большего. А когда вы требуете малого, то получите ещё меньше. Что касается российской ситуации, то попытки различных конформистских организаций наладить сотрудничество с властью и добиться хотя бы небольших уступок закончились ничем. Напротив, мы видим сейчас движение в обратном направлении, в сторону клерикализма и патриархата. Единственный путь здесь - участвовать в политической борьбе за смену власти, потому что нынешняя власть показала, что с ней говорить не о чем. Трансгендерные движение должно быть политическим.

4. - Каково Ваше видение взаимодействия между Т-активизмом и ЛГБ-активизмом в России?

Любое взаимодействие между угнетёнными группами должно основываться на равных началах и взаимном уважении чужих интересов. Пока в отношении ЛГБ-сообщества я этого не вижу. Они ставят свои проблемы (однополые браки и т.п.) выше, чем проблемы, с которыми сталкиваются трансгендеры, считают, что борьба с гомофобией важнее, чем борьба с трансфобией (а то и вовсе отказываются её признавать как отдельный вид угнетения), отказываются рефлексировать на тему своих цисгендерных, а в случае геев, и мужских привилегий. Сотрудничество на таких условиях я не вижу для себя возможным, и в отношении ЛГБ-сообщества придерживаюсь сепаратистских позиций. В данный момент для меня более актуальна работа с феминистским движением по ряду общих тем, таких как право распоряжаться своим телом, по вопросам насилия и борьбе с пересекающимися дискриминациями.
Powered by LiveJournal.com