?

Log in

трансфеминизм

Работа с сообществом

Journal Info

яна ситникова
Name
yanasitnikova

Работа с сообществом

Previous Entry Share Next Entry
яна ситникова
Активизм предполагает существование государства и общества, которые экспроприировали власть у людей, интересы которых защищает активизм. Существует небольшое число профессиональных активисто_к, которые противопоставляют себя официальным властным иерархиям, при этом они же участвуют в создании другой иерархии: между активист_ками и не-активист_ками. Они берут на себя смелость утверждать в переговорах с правительствами, будто они представляют сообщество, хотя их на это никто не уполномочивали. Особенно такой захват власти явстенно чувствуется, когда "представляют" сообщество лица, сами к нему не имеющие отношения, например, когда цисгендерист_ки назначают себя представител_ьницами транс* сообщества. В любом случае, основная часть сообщества остаётся пассивными Объектами, над которыми осуществляют власть, с одной стороны, государство и общество в целом, а с другой - активист_ки. Те и другие могут лицемерно прикрываться интересами сообщества - например, государство может утверждать, будто оно "заботится" о трансгендерных людей с помощью психопатологизации, чтоб не дай бог операцию не сделали те, кто потом "пожалеют"; в то же время, активист_ки будут "заботиться", приводя аргументы в пользу депатологизации. С обеих сторон, предполагается, что люди, наделённые властными полномочиями (чиновники, врачи, с одной стороны, и активист_ки, в другой), понимают лучше, что надо всем трансгендерным людям, мнением которых никто всерьёз не интересуется.

Можно, и в этом есть доля правды, утверждать, что сообщество слишком "тёмное" и консервативное, и мы - т.е. прогрессивные активист_ки, начитавшиеся квир- и феминистских теорий, - лучше знаем, что им в долгосрочной перспективе лучше. Однако при этом, во-первых, необходимо помнить о том, какие привилегии дали нам время и возможность читать эти теории и вообще заниматься активизмом, в частности, в моём случае, это классовые привилегии. Во-вторых, моё мнение, которое я осмелюсь здесь высказать, состоит в том, что консерватизм и нежелание ни в чём разбираться, вызван отсутствием реальной возможности у этих людей на что-то повлиять. Я думаю, что когда все трансгендерные люди почувствуют, что их слово что-то значит, и они сами являются автор_ками изменений, т.е. превратятся из Объектов в активных Субъектов, определяющих свои жизни, их отношение изменится с простого отрицания всего нового к какой-то созидательной программе. В этом смысле я больше не поддерживаю концепцию, при которой активист_ки занимаются просвещением "тёмных" активист_ок, спуская им в головы готовые ответы, вместо того чтобы быть соавтор_ками знаний. Нам стоит бросить заниматься "снисхождением до", "спасением" и "просвещением". И во фразе "работа с сообществом" предлог "с" должен из синонима "над" превратится в "совместно с".

Эта концепция сильно противоречит всему, чем я занималась на протяжении всего своего активизма, постоянно "вливая" в головы окружающих свои идеи, которые я, естественно, считала самыми правильными на свете. Фактически, это и была та самая "пропаганда", т.е. навязывание другим собственного мнения, в противоположность совместной выработке знаний. Сейчас я читаю P.Friere "Pedagogy of the oppressed" и понимаю, что это был неправильный подход, ну не сказать, что весь мой активизм был ошибкой, скорее, это один из этапов моего личностного и активистского развития. Не знаю, как реализовать эту новую концепцию, и главное, как сочетать собственную позицию с прислушиванием к позициям других, вот вопрос. Может, в конце этой книжки есть ответ, я только начала читать. Впрочем, об этом же виде образования мне и раньше говорила партнёрка, и я несколько раз пыталась вместо лекций проводить дискуссии, в которых я выступала не лекторкой, а фасилитаторкой, но сейчас я могу сказать, что использовала этот приём механически, т.е. давая другим высказаться, я всё же не готова была отказываться от своей позиции и активно её пропагандировала.
Powered by LiveJournal.com